Поколение next: уже не читают?
Часто дети просто не знают,
что читать — это интересно.
Екатерина Мурашова,
статья «Читающие и нечитающие дети»
Что такое «чтение» сегодня?
Один из богатейших людей мира, господин Сорос, как-то сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но откуда брать информацию? Прежде всего, это СМИ. И конечно, бóльшую часть информации современные люди (в частности, молодёжь) в цивилизованных странах получают из Интернета, телевидения и книг. Большинство методик обучения также основано на чтении. Без умения читать (желательно, быстро) в современном мире обойтись нельзя.
По данным различных исследований, проведённых российскими учёными и их зарубежными коллегами, новое поколение читает всё меньше. Когда-то Россию (точнее, СССР) называли «самым читающим государством в мире». Сейчас же, по результатам международного исследования PISA среди 32 стран, российские подростки оказались на 28 месте. По статистике на 2010 год на основании исследований социологов ЮНИСЕФ за последние 10 лет, 30 % молодёжи (к ней отнесли людей в возрасте от 14 до 29 лет) даже не открывают ни книг, ни газет, ничего… Но страшным кажется даже не это, а отсутствие «читательской грамотности» (того, насколько человек понимает прочитанное). То есть многие люди, прочитав что-то, не могут уловить смысл прочитанного. И этот показатель всё ниже: если в 2003 году он составлял около 700 баллов из 1000 возможных, то уже в 2006 – всего лишь 476 (по данным международного исследования PISA среди старшеклассников). Также пугает и то, ЧТО читают современные дети и подростки.
Обязательные школьные программы навязывают ученикам чтение классиков, и какой-то процент детей действительно пытается их читать. Но бóльшая часть предпочтёт прочесть готовый пересказ (такие «готовые решения» сейчас легко купить в магазине или скачать в Интернете) или посмотреть фильм, снятый по книге (хотя фильмы снимают ПО МОТИВАМ произведения и их содержание, как правило, значительно отличается от канона). А кто-то просто откажется от усвоения «обязаловки».
Поколение next выбирает то, что легко прочитать. Конечно, каждый человек индивидуален, и уровень усвоения и понимания прочитанного у каждого будет свой. И всё же основная масса людей выбирает «лёгкие» книги, которые «ни к чему не обязывают» – просто «развлекательное чтиво в мягкой обложке», после прочтения которого в голове не остаётся чего-то важного, значимого (как говорится, «прочитал и забыл»). Такая книга даже не заставит задуматься, наоборот, цель таких «произведений» – массовое воспроизводство «биороботов». Но именно такие книги популярны сейчас среди подавляющего большинства подростков, поскольку их усиленно рекламируют в СМИ. А кто согласится рекламировать сборник стихов Блока, «Горе от ума» Грибоедова или хотя бы сказки Пушкина? «Это невыгодно, – скажут PR-агентства. – Сейчас такое не читают… / Это непопулярно… / Такое никому не интересно/не нужно». А ведь если грамотно (с точки зрения рекламы) преподнести, например, роман Тургенева «Отцы и дети», в котором поднимается проблема взаимопонимания старшего и нового поколений, то многие подростки наверняка заинтересовались бы этим произведением, ведь эта проблема знакома почти каждому.
Многие родители, к сожалению, считают, что их дети просто должны читать быстро, и не задумываются о понимании текста ребёнком. В результате такие дети не хотят читать, считают чтение неприятным занятием, плохо усваивают прочтённое. Вырастая, они либо не читают книг совсем, либо читают комиксы и тому подобное (главное, чтобы текста было мало, а картинок – побольше).
Решение проблемы – не заставлять читать, а привить любовь и интерес к чтению. Начинать надо с себя. Когда ребёнок видит, что его родители читают, он сам начинает интересоваться чтением. Замечено: если родители читают своим детям вслух, читают вместе с ними, такие дети гораздо лучше усваивают тексты, быстрее учатся читать, любят читать книги. Поэтому заниматься с малышами книгами нужно с ранних лет. Приводить их в библиотеку, где ребята смогут увидеть других читателей, множество самых разных книг, ощутить на себе ту особую атмосферу в «храме знаний».
А что делать с теми, кто уже постарше – подростками? В условиях современного многообразия книг, среди молодёжи всё более популярными становятся форумы (сайты, созданные специально для общения на определённые темы), где может обсуждаться что угодно. Существуют и специальные литературные форумы. Там, как правило, обсуждаются новинки среди книг, даются оцени авторам и отдельным произведениям, пишутся рецензии и, конечно, общаются между собой сами читатели. Если молодой человек не желает читать то, что ему навязывают родители или школа, то нужно просто направить его на один из популярных форумов по литературе (через поиск легко найти форум нужного направления – например, о книгах в жанре «современный детектив»). Там он сможет найти информацию о книгах, интересны ему, изложенную в простой и понятной форме.
Если же желания читать у тинэйджера не возникает вовсе, то для начала можно заинтересовать его материально. Например, в Тюмени в рамках городской программы в партнёрстве со школами, детскими садами и библиотеками проходят такие конкурсы как «Тюмень – город читающий» и «Год чтения». А на уроках литературы в школах проходят интеллектуальные игры. В результате, процент читающего населения Тюмени значительно вырос, а школьники с удовольствием (!) читают классическую литературу.
Также можно привести в пример школы в Дании, где дети на уроках вместе обсуждают прочитанное произведение. Это происходит в форме активного общения учеников и учителя, никакого навязывания и вызова к доске! Как следствие, датские школьники, в отличие от русских, любят читать и не боятся высказывать своё мнение.
Ещё один вариант решения проблемы – внести изменения в существующие (и явно сильно устаревшие) школьные программы, включив в них современные произведения, интересные поколению next. Ведь и среди нынешних авторов немало талантливых, чьи книги не только интересны молодёжи, но и заставляют анализировать прочитанное, задуматься, размышлять… Прежде всего, это произведения в жанре психоделики, когда автор с помощью своих героев выражает свои чувства и мысли… о жизни. Этакая смесь из философии, психологии и романа, часто «разбавленная» нотками фэнтази и мистики. Такие книги – как шкатулка с двойным дном… как драгоценный камень с бесчисленным множеством граней… Невозможно разглядеть сразу всё. Поворачивая камень, можно увидеть только одну или несколько граней из множества существующих. Так и с психоделикой: перечитывая одно и то же произведение, раз за разом открываешь для себя что-то новое, удивительное и интересное.
Из наиболее известных авторов, чьи имена «на слуху», можно назвать Мураками, Марка Леви, Антуана де Сент-Эзюпери… Кто не читал его «Маленького принца»? Но мало кто слышал о «Цитадели». Но иностранных авторов всегда тяжело переводить (особенно если автор – философ и психолог), а читать их в оригинале могут очень немногие. Если же вспомнить о российских авторов, то в первую очередь на ум приходит Мариам Петросян с её «Дом, в котором…» (кстати, эта книга о подростках в приюте). Но есть и другие – великолепные работы Вероники Ивановой (например, знаменитая серия «Третья Сторона Зеркала»), Светланы Зиминой («Танец Демона», «Жрец Лейлы», другие), Оксаны Панкеевой (серия «Хроники странного королевства»), Елизаветы Шумской (серия «Семейка»), Элеоноры Раткевич («Парадоксы Младшего Патриарха», другие)… Многие издатели ошибочно причисляют их книги исключительно к таким жанрам как фэнтази и приключения, даже не подозревая о настоящей глубине этих произведений. Вместе с тем, этих писателей можно смело рекомендовать к прочтению и детям, и подросткам, и взрослым – каждый найдёт в их книгах что-то своё.
Для родителей, искренне желающих понять своих детей-подростков, «отбившихся от рук», было бы весьма полезно хотя бы прочитать «Кокон» Евгения Немца. А ещё лучше – последовать советам, упоминающихся в романе. На первый взгляд – это история обычного парня (точнее, уже давно взрослого мужчины), пришедшего преподавать в обычную школу, и его не совсем обычных, но очень действенных методах обучения (главный герой впервые стал учителем), благодаря которым ученики доверяют ему, уважают его и считают «своим».
Итак, пути решения проблемы найдены, и каждый может выбрать способ, наиболее подходящий именно ему. Главной же ошибкой попытки решить проблему «нечитающего поколения» всё-таки является принуждение. И обязательная школьная программа (большинству школьников кажущаяся невероятно скучной на первый взгляд), и давление родителей одинаково сильно вредят. Даже в бóльшей степени, чем современные СМИ, пропагандирующие «развлекательное чтиво», от которого намного больше вреда, чем кажется. А вот любовь к книгам, передающаяся от старшего поколения к младшему, станет лучшим «лекарством».
Читайте – и владейте миром.
